ТУПр Естествознание 1-4 классы

2 комментария к “ТУПр Естествознание 1-4 классы”

  1. Шолпан Амирхановна

    Здравствуйте! Авторам программы следует обратить внимание на формулировку «…обучающихся, завершивших программу начального образования…» в тексте «Содержание типовой учебной программы по учебному предмету «Естествознание» направлено на формирование у обучающихся, завершивших программу начального образования, ключевых компетенций, таких как самосовершенствование личности, языковая и коммуникативная, культурно-социальная, трудовая, учебно-познавательная, исследовательская и информационно-технологическая». Возможно формулировка является ошибочной или некорректно перенесена из других документов.
    Цель учебного предмета «Естествознание» следует расширить в соответствии с ГОСО «Содержание образовательной области «Естествознание» обеспечивает базовый уровень научных знаний о системе «Человек – Природа», направлено на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видения окружающего мира, и экологической культуры. Осмысление причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор обучающихся.» В цель предмета следует добавить об экологической культуре, взаимосвязи природных явлений, понимания системы «Человек–Природа».

  2. Ерасыл

    Анализ целей обучения показывает, что программа требует от учащихся уровня абстрактного мышления, который физиологически не сформирован у детей 6–10 лет.

    1. Проблема: Методологическая перегрузка (Исследовательские навыки).

    Ссылка: Цель 4.1.2.1 требует «планировать эксперимент и обосновывать выбор метода».

    Анализ: Согласно теории когнитивного развития (Ж. Пиаже), дети 7–11 лет находятся на стадии конкретных операций. У них отсутствует база для понимания абстрактной разницы между наблюдением, экспериментом и моделированием на теоретическом уровне.

    Международный опыт (Англия, National Curriculum): В начальной школе (Key Stage 2) используется концепция Fair Test («Честный тест»). Это практический навык соблюдения условий опыта, а не теоретическое «обоснование методологии», которое в РК навязывается преждевременно.

    2. Проблема: Преждевременная академичность в теме «Земля и Космос».

    Ссылка: Цель 4.5.3.1 требует «описывать движение Земли по орбите и его влияние на смену времен года».

    Анализ: Понимание того, как наклон оси вращения в сочетании с движением по эллипсу вызывает смену сезонов — это сложная задача на пространственное 3D-моделирование. При нагрузке 1 час в неделю сформировать глубокое понимание орбитальной механики невозможно. Это ведет к механическому заучиванию (профанации знаний).

    Международный опыт: В Англии эта тема вводится только в Year 5 (возраст 9–10 лет), но при условии, что дети изучают Science уже 5-й год (с 5 лет) и имеют более глубокую базу. Казахстанские школьники в 4 классе к этому объективно не готовы.

    3. Проблема: Абстрактные физические понятия в младших классах.
    Ведущие мировые методики (UK, Singapore) содержат указания избегать абстракций в начальной школе («Pupils should not be expected to understand abstract concepts»). Проект РК этот принцип нарушает.

    А. Пример: «Распространение звука» (1 класс).

    Цель 1.4.3.2: «Объяснять, как распространяется звук».

    Риск: Глагол «объяснять» требует раскрытия механизма (звук как волна, колебание частиц). Это невидимый процесс. Первоклассник (6–7 лет) может лишь констатировать факт слышимости (феномен), но не объяснить механизм. Требование ведет к формированию ложных представлений.

    Б. Пример: «Электрическая энергия» (2–3 классы).

    Цель 3.4.5.1: «Определять источники электрической энергии».

    Риск: «Энергия» — фундаментальная физическая абстракция (курс физики 7–8 кл.). Использование этого термина во 2 классе создает иллюзию знания. Дети оперируют словом, смысл которого им недоступен.

    Предложение: Заменить термин «электрическая энергия» на конкретное понятие «электричество», «ток».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх