Здравствуйте! Авторам программы следует обратить внимание на формулировку «…обучающихся, завершивших программу начального образования…» в тексте «Содержание типовой учебной программы по учебному предмету «Естествознание» направлено на формирование у обучающихся, завершивших программу начального образования, ключевых компетенций, таких как самосовершенствование личности, языковая и коммуникативная, культурно-социальная, трудовая, учебно-познавательная, исследовательская и информационно-технологическая». Возможно формулировка является ошибочной или некорректно перенесена из других документов.
Цель учебного предмета «Естествознание» следует расширить в соответствии с ГОСО «Содержание образовательной области «Естествознание» обеспечивает базовый уровень научных знаний о системе «Человек – Природа», направлено на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видения окружающего мира, и экологической культуры. Осмысление причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор обучающихся.» В цель предмета следует добавить об экологической культуре, взаимосвязи природных явлений, понимания системы «Человек–Природа».
Ерасыл
Анализ целей обучения показывает, что программа требует от учащихся уровня абстрактного мышления, который физиологически не сформирован у детей 6–10 лет.
Ссылка: Цель 4.1.2.1 требует «планировать эксперимент и обосновывать выбор метода».
Анализ: Согласно теории когнитивного развития (Ж. Пиаже), дети 7–11 лет находятся на стадии конкретных операций. У них отсутствует база для понимания абстрактной разницы между наблюдением, экспериментом и моделированием на теоретическом уровне.
Международный опыт (Англия, National Curriculum): В начальной школе (Key Stage 2) используется концепция Fair Test («Честный тест»). Это практический навык соблюдения условий опыта, а не теоретическое «обоснование методологии», которое в РК навязывается преждевременно.
2. Проблема: Преждевременная академичность в теме «Земля и Космос».
Ссылка: Цель 4.5.3.1 требует «описывать движение Земли по орбите и его влияние на смену времен года».
Анализ: Понимание того, как наклон оси вращения в сочетании с движением по эллипсу вызывает смену сезонов — это сложная задача на пространственное 3D-моделирование. При нагрузке 1 час в неделю сформировать глубокое понимание орбитальной механики невозможно. Это ведет к механическому заучиванию (профанации знаний).
Международный опыт: В Англии эта тема вводится только в Year 5 (возраст 9–10 лет), но при условии, что дети изучают Science уже 5-й год (с 5 лет) и имеют более глубокую базу. Казахстанские школьники в 4 классе к этому объективно не готовы.
3. Проблема: Абстрактные физические понятия в младших классах.
Ведущие мировые методики (UK, Singapore) содержат указания избегать абстракций в начальной школе («Pupils should not be expected to understand abstract concepts»). Проект РК этот принцип нарушает.
А. Пример: «Распространение звука» (1 класс).
Цель 1.4.3.2: «Объяснять, как распространяется звук».
Риск: Глагол «объяснять» требует раскрытия механизма (звук как волна, колебание частиц). Это невидимый процесс. Первоклассник (6–7 лет) может лишь констатировать факт слышимости (феномен), но не объяснить механизм. Требование ведет к формированию ложных представлений.
Б. Пример: «Электрическая энергия» (2–3 классы).
Цель 3.4.5.1: «Определять источники электрической энергии».
Риск: «Энергия» — фундаментальная физическая абстракция (курс физики 7–8 кл.). Использование этого термина во 2 классе создает иллюзию знания. Дети оперируют словом, смысл которого им недоступен.
Предложение: Заменить термин «электрическая энергия» на конкретное понятие «электричество», «ток».
Здравствуйте! Авторам программы следует обратить внимание на формулировку «…обучающихся, завершивших программу начального образования…» в тексте «Содержание типовой учебной программы по учебному предмету «Естествознание» направлено на формирование у обучающихся, завершивших программу начального образования, ключевых компетенций, таких как самосовершенствование личности, языковая и коммуникативная, культурно-социальная, трудовая, учебно-познавательная, исследовательская и информационно-технологическая». Возможно формулировка является ошибочной или некорректно перенесена из других документов.
Цель учебного предмета «Естествознание» следует расширить в соответствии с ГОСО «Содержание образовательной области «Естествознание» обеспечивает базовый уровень научных знаний о системе «Человек – Природа», направлено на развитие природной любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование научного понимания и видения окружающего мира, и экологической культуры. Осмысление причин и понимание взаимосвязи явлений и процессов живой и неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор обучающихся.» В цель предмета следует добавить об экологической культуре, взаимосвязи природных явлений, понимания системы «Человек–Природа».
Анализ целей обучения показывает, что программа требует от учащихся уровня абстрактного мышления, который физиологически не сформирован у детей 6–10 лет.
1. Проблема: Методологическая перегрузка (Исследовательские навыки).
Ссылка: Цель 4.1.2.1 требует «планировать эксперимент и обосновывать выбор метода».
Анализ: Согласно теории когнитивного развития (Ж. Пиаже), дети 7–11 лет находятся на стадии конкретных операций. У них отсутствует база для понимания абстрактной разницы между наблюдением, экспериментом и моделированием на теоретическом уровне.
Международный опыт (Англия, National Curriculum): В начальной школе (Key Stage 2) используется концепция Fair Test («Честный тест»). Это практический навык соблюдения условий опыта, а не теоретическое «обоснование методологии», которое в РК навязывается преждевременно.
2. Проблема: Преждевременная академичность в теме «Земля и Космос».
Ссылка: Цель 4.5.3.1 требует «описывать движение Земли по орбите и его влияние на смену времен года».
Анализ: Понимание того, как наклон оси вращения в сочетании с движением по эллипсу вызывает смену сезонов — это сложная задача на пространственное 3D-моделирование. При нагрузке 1 час в неделю сформировать глубокое понимание орбитальной механики невозможно. Это ведет к механическому заучиванию (профанации знаний).
Международный опыт: В Англии эта тема вводится только в Year 5 (возраст 9–10 лет), но при условии, что дети изучают Science уже 5-й год (с 5 лет) и имеют более глубокую базу. Казахстанские школьники в 4 классе к этому объективно не готовы.
3. Проблема: Абстрактные физические понятия в младших классах.
Ведущие мировые методики (UK, Singapore) содержат указания избегать абстракций в начальной школе («Pupils should not be expected to understand abstract concepts»). Проект РК этот принцип нарушает.
А. Пример: «Распространение звука» (1 класс).
Цель 1.4.3.2: «Объяснять, как распространяется звук».
Риск: Глагол «объяснять» требует раскрытия механизма (звук как волна, колебание частиц). Это невидимый процесс. Первоклассник (6–7 лет) может лишь констатировать факт слышимости (феномен), но не объяснить механизм. Требование ведет к формированию ложных представлений.
Б. Пример: «Электрическая энергия» (2–3 классы).
Цель 3.4.5.1: «Определять источники электрической энергии».
Риск: «Энергия» — фундаментальная физическая абстракция (курс физики 7–8 кл.). Использование этого термина во 2 классе создает иллюзию знания. Дети оперируют словом, смысл которого им недоступен.
Предложение: Заменить термин «электрическая энергия» на конкретное понятие «электричество», «ток».