ТУПр Информатика и Искусственный Интеллект 5-9 классы

24 комментария к “ТУПр Информатика и Искусственный Интеллект 5-9 классы”

  1. Бахрампаша

    Здравствуйте!
    Содержание ТУП не соответствует названию предмета «Информатика и искусственный интеллект».
    В программе под понятием «искусственный интеллект» представлено лишь умение учащихся составлять текстовый PROMT (запрос) для генеративных моделей. Такой подход значительно упрощает и искажает саму суть направления ИИ. Формирование запросов – это бытовой навык работы с приложениями, которому учащиеся и без помощи учителя легко обучаются самостоятельно.
    При этом содержание курса не включает реальные компоненты искусственного интеллекта, такие как алгоритмы машинного обучения, основы нейронных сетей, методы анализа данных, принципы обучения моделей. Таким образом, фактическое наполнение программы не соответствует уровню и глубине, подразумеваемым названием предмета.

    В программе ИИ представлен не как учебная дисциплина, а как обычное использование инструментов ИИ.
    Обучение сводится к тому, что учащийся должен написать запрос к ИИ-системе, после чего за это предполагается выставление оценки. Однако такая деятельность не развивает алгоритмическое мышление, критическое мышление и фундаментальные знания.
    На практике учителя часто ограничивают использование ИИ на уроках, так как чрезмерная опора на генерацию ответов снижает у школьников мотивацию думать, анализировать и самостоятельно выполнять задания. В текущей редакции программы фактически предлагается оценивать не знания ученика, а умение сформулировать PROMPT, что педагогически необоснованно.

    Введение СУБД MS Access в 9 классе вызывает вопросы.
    СУБД MS Access ранее входила в пакет программ Microsoft и была доступна школам бесплатно. В настоящее время Access не является бесплатным программным обеспечением и не входит в стандартный набор Windows или базовых версий Microsoft Office. Использование платного ПО в рамках обязательной школьной программы создаёт трудности для школ, учащихся и преподавателей, особенно в условиях отсутствия лицензий.

    В связи с вышеизложенным прошу пересмотреть содержание ТУП по предмету «Информатика и искусственный интеллект» и привести его в соответствие с современными образовательными стандартами и реальными возможностями школ.

  2. Здравствуйте! Изучив ТУП по предмету «Информатика и ИИ», хочу сказать, что содержание ТУП не соответствует названию предмета «Информатика и искусственный интеллект». В программе под ИИ понимается лишь составление текстовых запросов, тогда как изучение ИИ должно включать алгоритмы, нейронные сети и машинное обучение.
    Также нет необходимости переименовывать предмет «Информатика» в «Информатика и ИИ», особенно учитывая, что он проводится всего один раз в неделю и входит в перечень олимпиадных дисциплин, где задания касаются только программирования.
    Кроме этого, ИИ в программе представлен как обычный инструмент, требующий платного доступа, также в 9м классе предусмотрено изучение MS Access, которое не является бесплатной СУБД.

  3. Наталья Константиновна

    Это ужасная разработка, всё в одну кучу, такое чувство, что человек составивший, вообще далёк от информатики.

  4. Баянбек

    1. Разработчики типовой учебной программы не компетентны в области искусственного интеллекта, в их понимании использование ИИ в школьной программе ограничивается лишь умением написания промт (запроса для ИИ).
    2. Промпт — это инструмент, а не учебная цель. Он похож на: поиск в Google, умение задать вопрос учителю.
    3. Предлагаем сформировать новый состав компетентных разработчиков типовой учебной программы из передовых учителей и владеющих основами ИИ, а также ученых из ВУЗов.
    4. Включение в учебные цели ИИ в корне неверно, эффективнее внедрить ИИ в качестве отдельной темы с конкретными и измеримыми целями. ИИ — это больше про практику: постановку задач, сбор и разметку данных, простые проекты по машинному обучению (классификация, распознавание текста и изображений, регрессия), анализ данных и построение простых моделей. Текущий подход приучает учеников к готовым ответам и формирует зависимость учащихся от ИИ.
    5. Многие учебные заведения ограничивают ИИ из-за снижения качества знаний, поэтому цели типа “использовать ИИ для создания презентаций, написания кода, работы в Excel или отладки программ” педагогически неверны. Они передают учебную деятельность машине, лишают ученика самостоятельности и противоречат образовательным задачам Республики Казахстан.
    6. В 5 классе предусмотрен раздел “Создание игры в визуальном 2D-конструкторе (GDevelop)”, однако аналогичные игровые цели уже присутствуют в программе 9 класса. С учётом того, что учащиеся активно играют дома и в свободное время, повторное включение игровых задач в учебный процесс не усиливает предметные компетенции и требует пересмотра с точки зрения образовательной целесообразности
    7. Учебный предмет “Информатика” требует полного пересмотра с участием компетентных специалистов. Например, в младших классах включены темы робототехники, однако из-за нехватки учебных часов и материальной базы этот раздел не реализуется полноценно. Робототехника должна быть отдельным полноценным курсом, а не разрозненными фрагментами в каждом классе. Чтобы снизить учебную нагрузку, её целесообразно сделать факультативом — по выбору учащихся, действительно интересующихся этой областью. 8. Возникает логичный вопрос: как тогда оценивать на ЕНТ и итоговых экзаменах?
    Не может же проверка знаний сводиться к тому, чтобы ученик написал запрос (промпт) для ИИ и нажал кнопку «Сгенерировать». Такой формат никоим образом не отражает уровень знаний
    9. Как должно быть внедрено обучение искусственному интеллекту в школах?
    Обучение ИИ должно вводиться постепенно и по возрасту.
    В младших классах — простое знакомство с тем, как машина распознаёт изображения и звук.
    В средних — базовые практики машинного обучения в визуальных средах без программирования (например, Teachable Machine).
    В старших классах — полноценная работа с ИИ: сбор данных, обучение простых моделей, выполнение проектов и анализ результатов. 10. Елге, жалпы білім беру саласына шынымен жаны ашитын, ел болашағын ойлайтын адамның жұмысы емес деп ойлаймын, айып етпеңіздер.

  5. Арайлым

    Сәлеметсіз бе!
    Аталған үлгілік оқу бағдарламасының мазмұны «Информатика және жасанды интеллект» пәнінің атауына сай келмейді. Бағдарламада жасанды интеллект тек генеративті жүйелерге қарапайым сұраныс жазумен шектелген. Бұл бағыттың мәнін толық ашпайды және оқушыларға нақты терең білім бермейді.
    ЖИ-дың негізгі элементтері – машиналық оқыту, нейрондық желілер, деректерді талдау, модельдермен жұмыс істеу сияқты бөлімдер мүлде қарастырылмаған. Сондықтан пән мазмұны атауына лайық деңгейде емес.
    Оқыту процесі тек PROMT жазуды бағалауға негізделген. Бұл тәсіл оқушылардың логикалық және алгоритмдік ойлауын дамытпайды, керісінше, дайын жауапқа тәуелділік қалыптастырады.
    Информатика пәні аптасына 1 рет өткізілетін пән болғанмен, жалпы білім беретін пәндер бойынша өтілетін олимпиадаларда күрделі пайымдауды қажет ететін, математика мен инженерия, физика пәндерінен де білім базасы бар балаларға арналған тапсырмалар беріледі, егер де Информатика пәні Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар және Программалау негіздері және жасанды секілді салаларға бөлінсе және пән олимпиадалары сол пән негіздерінде жасалса құба құп болар еді.
    Қорытындылай келе, бағдарламаның мазмұны ЖИ-ды толыққанды пән ретінде емес, жай құрал ретінде ғана көрсетеді. Пәннің атауы мен берілетін білім көлемі арасында сәйкестік жоқ.
    Сонымен қатар, 9 сыныпта Access мәліметтер базасын оқыту көзделіпті. Аталған бағдарлама офистік программалар құрамына кірмейді және ақылы болып табылатындықтан, мектепке енгізу қаншалықты тиімді болатыны беймәлім, бұл көп олқылыққа әкелері сөзсіз. Сондықтан, қорытындылай келе аталған үлгілік оқу жоспары талапқа сай келмейді деген ойдамын. Информатика пәнінің мұғалімдерінің үнін естисіздер деген үміттемін, өйткені сіздердің міндеттеріңіз жоспарын жасау, әрі қарай оқушылармен жұмыс жасайтын — пән мұғалімдері. Осыны естеріңізден шығармағайсыздар.

  6. Айнур Аяганова

    Представленное содержание курса «Информатика и искусственный интеллект» требует пересмотра. В программе под ИИ рассматривается лишь формирование текстовых запросов (PROMPT), что существенно сужает и искажает само понятие искусственного интеллекта. Формирование запросов — это прикладной навык, который не отражает фундаментальные аспекты ИИ и не способствует развитию алгоритмического и критического мышления.

    Кроме того, в программе отсутствуют базовые элементы искусственного интеллекта: алгоритмы машинного обучения, основы нейронных сетей, методы анализа данных. В результате содержание предмета не соответствует заявленной сложности и уровню.

    Также вызывает сомнение включение в курс СУБД MS Access, поскольку данное программное обеспечение более не является бесплатным, что затрудняет его использование в школах.

    В связи с этим прошу пересмотреть структуру и содержание ТУП, обеспечить соответствие современным образовательным стандартам и учитывать реальные технические возможности образовательных учреждений.

  7. Айнур Аяганова

    Представленное содержание курса «Информатика и искусственный интеллект» требует пересмотра. В программе под ИИ рассматривается лишь формирование текстовых запросов (PROMPT), что существенно сужает и искажает само понятие искусственного интеллекта. Формирование запросов — это прикладной навык, который не отражает фундаментальные аспекты ИИ и не способствует развитию алгоритмического и критического мышления.
    Кроме того, в программе отсутствуют базовые элементы искусственного интеллекта: алгоритмы машинного обучения, основы нейронных сетей, методы анализа данных. В результате содержание предмета не соответствует заявленной сложности и уровню.
    Также вызывает сомнение включение в курс СУБД MS Access, поскольку данное программное обеспечение более не является бесплатным, что затрудняет его использование в школах.
    В связи с этим прошу пересмотреть структуру и содержание ТУП, обеспечить соответствие современным образовательным стандартам и учитывать реальные технические возможности образовательных учреждений.

  8. Zhanat Adilbekova

    Туп не соответствует по требованиям, в некоторых школах нет интернета и нормально рабочих компьютеров! ИИ демоверсия урезанный, многие платно. И так дети с сотовым телефоном короткая память. Пусть учат ИИ в университетах

  9. Бахрампаша

    Информатика — один из наиболее динамично развивающихся и передовых учебных предметов. Поэтому учебники и учебные программы по информатике требуют регулярного обновления, поскольку содержательный контент быстро устаревает под влиянием стремительного развития технологий.
    В действующей Типовой учебной программе предусмотрен раздел, посвящённый искусственному интеллекту в 11 классе. Однако данный раздел нуждается в расширении и дополнении современными инструментами и приложениями, позволяющими учащимся проектировать и визуализировать простейшие нейронные сети, а также знакомиться с базовыми принципами машинного обучения на доступных практических примерах.
    Кроме того, вызывает вопросы отсутствие альтернативных вариантов Программы. Почему предлагается только одна единственная модель учебной программы по предмету? В условиях стремительно меняющейся цифровой среды учащимся и учителям необходим выбор и гибкость, а наличие альтернативных программ способствовало бы более качественной и современной подготовке.
    Название предмета «Информатика» должно быть сохранено в исходном виде. Искусственный интеллект, робототехника и другие современные направления являются составными разделами и естественным продолжением информатики как науки. Их целесообразно внедрять именно в рамках предмета «Информатика» либо развивать в формате элективных курсов и кружков для мотивированных обучающихся, привлекая специалистов и экспертов соответствующих областей.

  10. Настоящим выражаю своё несогласие с действующим Типовым учебным планом и учебной программой по предмету «Информатика и искусственный интеллект».
    Несоответствие содержания программы названию предмета.
    В программе под термином «искусственный интеллект» фактически рассматривается лишь умение учащихся составлять текстовый PROMPT (запрос) для генеративных моделей. Подобный подход существенно упрощает и искажает само содержание направления ИИ. Формирование запросов является бытовым навыком работы с приложениями, который учащиеся легко осваивают самостоятельно, без специального обучения.
    Отсутствие фундаментальных компонентов искусственного интеллекта.
    В учебном содержании отсутствуют ключевые элементы дисциплины ИИ: основы машинного обучения, принципы нейронных сетей, методы анализа данных, алгоритмы обучения моделей. Таким образом, фактическое содержание курса не отражает уровня и глубины, которые подразумевает название предмета.
    Сведение обучения к использованию инструментов вместо изучения принципов.
    В текущей редакции программы деятельность учащегося сводится к формулированию запросов к ИИ-системам, после чего предполагается выставление оценки. Такая модель работы не способствует развитию алгоритмического и критического мышления, не формирует фундаментальных знаний и навыков, которые должны являться основой учебного предмета. Более того, опора на генерацию ответов ИИ снижает мотивацию учащихся анализировать задания и выполнять их самостоятельно.

  11. Гульжан

    Считаю нецелесообразным такое изменение ТУП, т.к. в предложенном варианте использование ИИ сводится только к написанию запросов, а для полноценного использования возможностей ИИ бесплатной версии любых платформ не достаточно, а платные версии ни одно УО не оплачивает и учитель не в состоянии самостоятельно проплачивать. Кроме того, учащиеся и без предмета Информатики достаточно используют ИИ для написания рефератов, презентаций, без должного анализа, поэтому считаю кощунственным тратить учебный процесс на такие цели.
    Разработчики ТУПов не учитывают самих учителей, т.е. в ТУП вносятся новые программы, но никто не заботится о том, что учителя сначала нужно обучить этой программе, чтобы учитель мог дать исчерпывающий ответ на возникающие вопросы ученика.
    В последнее время наблюдается тенденция сведения предмета Информатика к использованию всех новомодных новшеств, а не к обучению учащихся необходимым навыкам создания и форматирования текстовых документов, табличных документов и презентаций. К сожалению, все чаще и чаще наблюдается совершенно безграмотное создание презентаций при помощи ИИ, неумение оформить правильно текстовый документ, не говоря вообще об электронных таблицах, а эти навыки очень часто бывают нужны детям во взрослой жизни.
    Школа не имеет возможности покупать лицензионное ПО и это необходимо учитывать при написании ТУП, т.к. потом учитель вынужден выкручиваться и искать либо, некачественные пиратские версии, либо заменять другими программами, что не дает качественной работы.
    Считаю что данный ТУП не соответствует требованиям и не должен быть внедрен в работу.

  12. Михаил Казаков

    1. Общие моменты по 5–9 классам
    1. 1 час в неделю + очень широкий охват
    На каждый класс – 1 час в неделю (34 часа в год), при этом в линию 5–9 заложены: основы компьютера и сетей, графика (растровая, векторная, 3D), презентации, электронные таблицы, Python (включая PyGame), базы данных Access, сети, ИБ, плюс в каждом разделе – использование ИИ.
    Фактически это полноценная «профильная» программа, упакованная в нагрузку электива.
    2. Сильная «глагольность» формулировок
    Как и в начальной школе, почти все результаты: «создавать, разрабатывать, организовывать, использовать инструменты ИИ для…» (особенно в блоках GDevelop, Python, PyGame, Access).
    При 34 часах в год это превращается в каталог требований, которые физически невозможно проработать с каждым ребёнком.
    3. ИИ как «обязательный ингредиент» почти в каждой теме
    – 5 класс: промпты для текста/изображений, генерация идей и персонажей для игры.
    – 6 класс: ИИ для подбора конфигурации ПК, структуры презентаций, 3D-моделей, игровых механик.
    – 7–9 классы: ИИ для генерации и анализа кода, выбора сервисов защиты, структур таблиц и БД, сетевого оборудования, игровых сценариев, до отладки PyGame-игры.
    Возникает риск: дети и учителя начинают «скармливать всё ИИ», а собственное понимание уходит на второй план.
    4. Нереалистичные организационные условия
    В программе ни словом не оговорены:
    o требования к количеству рабочих мест/делению на подгруппы;
    o к наличию Интернета и доступа к генерирующим ИИ-сервисам;
    o к программному обеспечению (GDevelop, Python+IDE, PyGame, MS Access).
    Для сельских и даже многих городских школ это просто невыполнимо: где-то нет Интернета, где-то нет дискретной видеокарты, где-то ограничены установки ПО.
    ________________________________________
    2. Конкретика по классам
    5 класс
    Содержание: от основ информации и сетей до растровой графики и создания игры в GDevelop с участием ИИ, плюс работа с текстовым редактором и ИИ при создании документов.
    Замечания:
    • Слишком резкий старт с GDevelop и целой линейкой умений: создание одноуровневой игры, работа со спрайтами, сценами, жизнями, очками и пр. уже в 5 классе.
    • Блок ИИ перегружен: дети должны уметь писать промпты для текста и изображений, отличать ИИ-картинки от «человеческих», придумывать сюжет и персонажей игры с помощью ИИ, подбирать и адаптировать изображения.
    • При 1 часе в неделю и неоднородной подготовке (особенно если начальная школа не вела «ЦГ и ИИ» полноценно) половина класса просто не успеет дойти до осмысленного уровня.
    6 класс
    Содержание: «железо» и ПО, выбор конфигурации с ИИ, презентации с ИИ, векторная графика и логотипы, 3D-моделирование и 3D-печать, сложные игровые механики в GDevelop с генерацией звуков и механик через ИИ.
    Замечания:
    • На один год заложены и системный блок/память/файловая система, и полноценное владение презентациями, и векторная графика, и 3D-модели, и продолжение GDevelop. Это контент минимум на полтора-два года.
    • ИИ используется как «советчик по железу» и генератор 3D-моделей, звуков и игровых механик. Реально в классе:
    o доступ к таким сервисам есть далеко не всегда;
    o учитель информатики не всегда готов разбираться с авторскими правами на ИИ-контент и его легальным использованием.
    7 класс
    Содержание: измерение информации, электронные таблицы, линейные и ветвящиеся алгоритмы на Python, сервисные программы и защита от вредоносного ПО, плюс ИИ для генерации кода, выбора визуализации данных, подбора сервисных программ.
    Замечания:
    • Впервые появляется «настоящий» Python – и сразу с довольно серьёзным набором: типы данных, операции, ввод/вывод, условия, функции.
    • Для 1 часа в неделю это очень плотный модуль. Без дополнительных факультативов и домашних заданий получится поверхностное «пробежались, галочку поставили».
    • Использование ИИ для генерации кода и отладки в 7 классе чревато тем, что дети «списывают» с ИИ, не понимая базовой логики программы.
    8 класс
    Содержание: системы счисления, логика, сложные функции в электронных таблицах, работа с файлами и циклами в Python, практическое программирование, ИИ для анализа кода и логики, а также для работы с фейками.
    Замечания:
    • Мощный, но очень плотный морфем: и математика (СС, логика), и продвинутая Excel, и циклы/файлы в Python, и ещё «практическое программирование».
    • ИИ используется уже не только как генератор, но как «помощник по трассировке и оптимизации алгоритмов». При слабом базовом уровне это превращается в «ИИ всё объясняет, дети кивают».
    9 класс
    Содержание: компьютерные сети и ИИ, базы данных Access, строки/списки/кортежи в Python, создание 2D-игры на Python с PyGame и ИИ на всех этапах (от генерации структуры БД до идеи и кода игры).
    Замечания:
    • Одновременно «выстреливают» три тяжёлых направления: сети, БД, и PyGame. При 1 часе в неделю хотя бы одно из них будет заведомо «для галочки».
    • PyGame-игра предполагает хорошее владение Python + понимание событийной модели, работы с графикой и вводом. Для массового девятиклассника это сложно даже при 2 часах в неделю, а здесь ещё плюс ИИ, который «пишет и оптимизирует код».
    ________________________________________
    3. Предложения
    1. Определить приоритеты и сократить «обязательную» часть
    o Оставить в базовом ядре: информационные процессы, офисные приложения, электронные таблицы, основы алгоритмизации и Python, основы сетей и ИБ.
    o GDevelop/игры, PyGame, часть 3D-моделирования и продвинутых ИИ-кейсов перенести в вариативный/проектный модуль или электив.
    2. Снизить роль ИИ как «универсальной палочки-выручалочки»
    o Чётко обозначить: где ИИ используется как инструмент для идей и черновиков, а где — понимание должно формироваться без него.
    o В целях заменить часть «создавать промпт для генерации кода/таблиц/БД/игры» на «анализировать, корректировать и осознанно использовать» результаты работы ИИ.
    3. Учитывать реальную материально-техническую базу
    o В пояснительной записке прописать минимальные требования к оборудованию, ПО и Интернету для реализации модулей GDevelop, Python+PyGame, Access и сервисов ИИ.
    o Чётко разделить: что является обязательным для всех школ, а что — рекомендуемым при наличии условий.
    4. Сделать программирование и ИИ более последовательными
    o Упростить старт с GDevelop в 5–6 классах, а основной акцент на алгоритмизацию и текстовое программирование перенести на 7–9 с возможностью варьировать глубину.
    o Простроить вертикаль ИИ от «понимания принципов и рисков» к «осознанному использованию при анализе и доработке собственных решений», а не сразу в режим: «ИИ пишет всё, мы только придумываем промпт».
    Положительный момент.
    Отдельно отмечу удачное решение разработчиков вернуть тему систем счисления в 8 класс. Теперь перевод между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами, а также арифметические действия в позиционных системах изучаются тогда, когда у учащихся уже сформирован необходимый уровень алгебраического и логического мышления. Это делает раздел более реалистичным и методически обоснованным.
    Вместе с тем вызывают вопросы следующие положения программы.
    1. Отдельная линия «Создание игры в GDevelop».
    В 5 классе фактически вводится отдельная мини-программа по GDevelop со своим набором тем: обзор среды, движение персонажей, расширенные параметры объектов, использование ИИ для генерации идеи и графики и т.д. При 1 часе в неделю и сильно различающейся материальной базе школ такая детализация выглядит избыточной и малоосмысленной:
    – инструмент привязан к одной конкретной среде, которая может просто отсутствовать в школе;
    – вместо формирования универсальных принципов проектирования игр и алгоритмов, дети осваивают интерфейс одного конструктора;
    – значительная часть заявленных целей рискует остаться невыполненной.
    Логичнее рассматривать GDevelop (как и другие игровые движки) в статусе возможного инструмента для проектной деятельности, а не как отдельный обязательный курс с жёсткой линейкой целей.
    2. Цели, связанные с «устройством системного блока» и выбором конфигурации ПК.
    В содержании 6 класса отдельным блоком выделены темы «Устройство системного блока», «Память компьютера», «Программное обеспечение ПК», «Выбор конфигурации ПК с использованием инструментов искусственного интеллекта». При этом формулировки целей по сути заточены под классическую модель «настольный ПК + системный блок».
    На фоне реальной практики (ноутбуки, моноблоки, планшеты, смартфоны, облачные сервисы) такая привязка выглядит морально устаревшей:
    – учащимся важнее понимать общую логику устройства вычислительных систем (процессор, память, носители, сеть) и принципы выбора по задачам, а не запоминать классическую компоновку «системного блока»;
    – навыки осознанного выбора устройства и конфигурации сегодня связаны с совершенно другими параметрами (мобильность, энергоэффективность, работа в облаке, совместимость с сервисами ИИ и т.п.).
    Целесообразно обновить формулировки целей, сместив акцент с «системного блока» на современные форм-факторы устройств и общие принципы выбора техники.

  13. Досымхан Сейтхазиев

    Во первых Цифровая грамотность для 1 класса очень трудно. Первые пол года они еле адаптируются на базовые предметы. По этому лучше убрать этот предмет. Мало того они не делиться на группы это еще суглубляют обучение.
    Во вторых если Цифровая граматика со 2 класса лучше им надо учить азы цифровой граматики, элементарно по окончании года они даже не освоят клавиатуру, не знают даже где «точка», «запятая», «вопросительный знак», «восклицательный знак» и т.д… Для чего нужны клавиши «Enter», «Tab», «Shift», «Backspace», «Insert», и т.д…
    Третий класс пусть изучают что такое аппаратная часть и програмный часть. Для чего нужен ОС, Драйвер, Пользовательские программы
    Четвертый класс пусть изучают Что такое алгоритм, Свойства алгоритма, Что такое программа, Чем связано Алгоритм с программой. Для чего нужен блок схема

  14. Индира

    Сәлеметсіздерме! Жоғарыда жазылған әріптестерімнің сөздеріне толықтай қосыламын, себебі өзімде сол информатика пән мұғалімімін. Қарастырылып дұрыс шешім қабылдайды деген сенімдемін!

  15. Досымхан Сейтхазиев

    Потом вообще пусть убирают разделы по робототехнике потому как в основном материальная база школы не тянеть наборы по робототехнике и учитель толком не знает этот область, пусть робототехника как факультативные или кружковые уроки будут. Их можно заменить другиму разделами. И когда создают базу вопросов лучше смотрять с начала ГОСО, а то есть разделы которые не охвачены но при сдаче тестов по информатике они присутсвуют

  16. Ольга

    Здравствуйте!
    Содержание ТУП не соответствует названию «Информатика и Искусственный Интеллект». Создание PROMT(запрос) не является основопологающем в изучении ИИ, это использование без понимания, что именно используешь и как работает ИИ в целом. Поэтому предлагаю оставить название предмета «Информатика», т.к. основная цель любой учебной программы — начиная с основ разобрать предмет и в процессе научиться правильно использовать полученные знания в повседневной жизни. Искусственный интеллект нужно изучать отдельно, например расширить/конкретизировать темы и цели обучения в 11 классе ЕМН (их там всего 2 на всю четверть и черезчур размыто содержание обучения).
    Что касается изучения GDevelop и MS Access — хотелось бы, чтобы обеспечили доступ к данному ПО и обучили правильной работе с ним в первую очередь учителей, а не как было с внедрение Python в своё время(учителя самостоятельно в меру возможностей обучались языку программирования и лишь спустя 2-3 года после внедрения программы появились первые курсы по Python для учителей), т.к. от этого сильно страдает качество преподавания данного раздела. Плюс нужно учитывать материально-техническое обеспечение школ, закупать лицензионное ПО и ежегодно продлевать лицензию не всегда предоставляется возможным.
    Ну и последнее и пожалуй самое наболевшее — количество часов по предмету, за 1 час в неделю очень сложно на достойном уровне освоить такой объём практических навыков, особенно связанных с программированием, поверхностно — да, но для участия в тех же олимпиадах или создания учениками собственных проектов этого не хватает.

  17. Здравствуйте зачем совмещать предмет информатику с искусственным интеллектом и зачем нам вообще искусственный интеллект????

  18. Ирина Ракова

    Здравствуйте.
    Согласна с предыдущими комментариями. Содержание новой ТУП по предмету «Информатика и искусственный интеллект» продумано поверхностно, большой «сток» тем. Такое ощущение, что авторы просто пытались «впихнуть» как можно больше тем и разделов, вроде бы актуальных. НО: при нагрузке 1 час в неделю реализовать качественное преподавание и получить на выходе качественные знания у детей очень сложно. Теория, придуманная методистами из высших учебных заведений, и отработка этих тем на практике с детьми в общеобразовательной школе- это совершенно РАЗНЫЕ вещи. Хотелось бы,чтобы разработчики ТУП всё-таки учитывали уровень подготовки детей в обычных школах. Мне кажется, лучше у детей формировать устойчивые знания по меньшему количеству разделов и тем, чем поверхностные знания по их большему количеству. Нужно думать о качестве, а не о количестве. Принципы методики и дидактики в преподавании учебных дисциплин нужно учитывать, это всё-таки очень важно. Еще один важный момент: все дисциплины естественно-математического цикла (математика, физика, химия, география, биология, естествознание) преподаются в школах в 5-9 классах с нагрузкой 2 часа в неделю и более. Кроме информатики, которая преподаётся 1 час в неделю. При этом предмет «Информатика» включён в перечень дисциплин, по которым проводятся олимпиады и сдаются итоговые экзамены. Задания олимпиад по информатике, как правило, очень сложные и состоят в основном из задач по программированию. Очень трудно подготовить учеников к таким олимпиадам при таком подходе. Мне, как учителю информатики, сложно говорить о системном подходе и дифференциации при работе с детьми. Главная цель каждого урока: хоть бы дети успели выполнить одно практическое задание на ПК. Предлагаю рассмотреть вопрос об увеличении учебной нагрузке по информатике в 5-9 классах до 2 часов в неделю, как это заложено при преподавании других предметов ЕМЦ. Кроме того, в современное время при бурном развитии цифровых технологий, содержание предмета «Информатика» быстро утрачивает актуальность, постоянно появляются новые сервисы и платформы, информация в учебниках через 2-3 года устаревает, сервисы становятся платными. Поэтому очень важно грамотно продумать содержание предмета, учитывая современный опыт и исследования в области информационных технологий. Учесть опыт других стран. Вопрос требует тщательной проработки с точки зрения педагогики, методики, дидактики.

  19. Мадина Серикбаева

    Сәлеметсіздерме! Жоғарыда жазылған әріптестерімнің сөздеріне толықтай қосыламын, себебі өзімде сол информатика пән мұғалімімін. Қарастырылып дұрыс шешім қабылдайды деген сенімдемін! Жасанды интеллект керек жоқ деп ойлаймын.

  20. Аминам

    Представленная типовая учебная программа по предмету «Информатика и Искусственный Интеллект» для 5–9 классов, несмотря на актуальность заявленной тематики, имеет ряд существенных недостатков, которые затрудняют её эффективное использование в образовательном процессе.
    Во-первых, программа содержит чрезмерный объём тем, которые не соответствуют выделенному учебному времени — 1 час в неделю. При таком ограниченном количестве часов невозможно качественно освоить заявленный материал, особенно темы, связанные с программированием, разработкой игр, искусственным интеллектом и базами данных. Вследствие этого возникает риск поверхностного изучения ключевых вопросов без формирования устойчивых навыков.
    Во-вторых, в структуре программы наблюдается несбалансированность содержания: сложные разделы, такие как «Искусственный интеллект», «Программирование на Python», «Создание игр», вводятся слишком рано и без достаточной пропедевтики. В отдельных классах объём новых и трудных тем явно превышает возможности учащихся среднего звена.
    В-третьих, программа перегружена инструментами искусственного интеллекта, которые предлагается применять практически в каждом разделе. Однако в реальных условиях многие школы не имеют соответствующего технического обеспечения, стабильного интернета или специализированного программного обеспечения. Это делает часть требований программы трудно выполнимыми или вовсе нереализуемыми.
    В-четвёртых, в документе недостаточно чётко прописаны критерии оценивания, уровни достижений и конкретные ожидаемые результаты обучения. Формулировки часто являются общими и не дают учителю ясного представления о конечных компетенциях, которыми должен обладать учащийся.
    Кроме того, наблюдается несоответствие объёма содержания возрастным особенностям обучающихся. В 5–6 классах предлагается работа с инструментами ИИ, созданием игр, инфографики и графических элементов, что может быть трудным для начинающих пользователей, не имеющих базовых навыков работы с компьютером.
    Также вызывает сомнение необходимость изучения достаточно специализированных тем, таких как разработка 2D-игр на Python или создание логотипов с использованием технологий ИИ, при отсутствии полноценных базовых знаний по алгоритмизации и графике.
    В целом программа производит впечатление документа, ориентированного на современность, но не адаптированного к реальным условиям школ, уровню подготовки большинства учащихся и возможностям учителей. Требуется существенная переработка содержания, перераспределение тем по годам обучения, уточнение ожидаемых результатов и уменьшение перегруженности материала.

  21. Жазира Бауржанова

    Я веду информатику с 5 класса по 11, сделала следующие выводы, мы изучаем разделы по спирали, это не даёт результата, потому что приходя в следующий класс, ученики не помнят, что они проходили, это касается Эксель, Python, устройства компьютера, сети, история ЭВТ и т.д.

  22. Светлана

    Здравствуйте Я ознакомилась с ТУПом по предмету «Информатика и ИИ» и хочу отметить, что новая программа производит впечатление поспешного внедрения модных технологий без глубокого анализа. Вместо укрепления фундаментальных знаний в логике, математике и информатике внимание распыляется на множество поверхностных тем.

    Кроме того, ИИ представлен как «готовая магия», тогда как важно учить принципам работы алгоритмов, их ограничениям, а также критическому и мышлению. Без этого учащиеся рискуют остаться потребителями «чёрных ящиков», а не создателями технологий.

  23. Маргарита Данилова

    Здравствуйте! Многолетний опыт преподавания информатики на всех ступенях общего образования — с 1-го по 11-й класс — позволил мне прийти к критическому выводу относительно эффективности применяемой спиральной методики. Систематический возврат к одним и тем же разделам — будь то углубление в функции Excel, освоение синтаксиса Python, изучение устройства компьютера или истории ЭВТ — не обеспечивает прочного усвоения материала. При переходе в следующий класс мы сталкиваемся с феноменом «эфемерической памяти»: базовые понятия и практические навыки оказываются утраченными, и приходится тратить время на повторное, а по сути, первоначальное изучение. Это приводит к фрагментации знаний и мешает формированию системного, алгоритмического мышления.
    Этот же принцип критически важен при рассмотрении современных образовательных трендов, таких как интеграция искусственного интеллекта в школьную программу. Я убеждена: попытка внедрения ИИ, начиная с 5-го класса, исключительно через практику промпт-инжиниринга (составления запросов) является методологически нецелесообразной. Такой подход подменяет фундаментальное образование навыком оператора. Учащиеся осваивают ИИ лишь как «черный ящик», инструмент, не понимая принципов его работы, ограничения данных, алгоритмической логики и, что самое главное, этических аспектов. Такой поверхностный подход не развивает критическое мышление и не готовит будущих создателей технологий, а лишь плодит квалифицированных пользователей. Истинная цифровая грамотность требует понимания концепций (данные, алгоритмы, модели), а не простого ввода команд.
    Для преодоления проблемы забывания и повышения результативности необходимо сместить фокус с повторного охвата материала на достижение мастерства по ключевым компетенциям. Эффективным решением может стать переход к блочно-модульной системе, где каждый раздел (например, Python, сети, базы данных, ИИ) изучается консолидированно в течение ограниченного периода времени с обязательным выполнением большого, практико-ориентированного проекта.
    Такой подход, дополненный межпредметными связями и системой рефлексии, позволит превратить информатику из набора разрозненных сведений в мощный инструмент познания, который остается в арсенале ученика, а не исчезает с окончанием учебного года.
    Мы должны научить детей не знать об информатике, а использовать ее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх